История изготовления художественных витражей

Главная История изготовления художественных витражей
Цветное стекло известно нам еще из глубины веков: еще первые цивилизации вместе с открытием бронзы придумали способ получать совершенно новый материал - стекло. Шумеры использовали стекловидную глазурь для украшения конической черепицы возводимых
храмов. Древние египтяне в начале второго тысячелетия до н. э. использовали намотанное спиралью цветное стекло для изготовления сосудов. Греки создавали оригинальные изделия из катанного цветного стекла. В древнем Риме выдувные цветные пластинки стали вставлять в окна домов знати. Но история витражей, которые мы видим сегодня, началась только в эпоху христианства. Из сохранившихся литературных источников можно сделать вывод о том, что витраж в период зарождения христианства представлял собой набор разноцветных стеклянных кусочков различных размеров, которые при помощи замазки закреплялись в прорези каменных или деревянных досок. Служили они для украшения оконных проемов. Ярким примером той эпохи являются византийские витражи, которые украшали первые христианские храмы. В торжественных стихах епископа Фортуната (VI в.) можно услышать хвалебные фразы мастерам, которые украшали церковные базилики цветными стеклами, и узнать о невероятной красоте окон Парижского собора в свете первых солнечных лучей. Поэт Пруденций, живший в Риме в IV-V веках, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла во дворе императора Гонория, с лучом весеннего солнца, который усеян яркими цветами. Кроме того, первые средневековые прототипы витражей служили украшением окон храмов в Галии, а потом появились в Англии и Германии. В XI веке витражное искусство совершает огромный скачок в развитии. Новые культурные и научные открытия выводят на новый уровень возможности архитектуры. Благодаря изменению традиционного внешнего образа храмов, витражное стекло стало использоваться как великолепное изобразительное средство для их украшения. Именно тогда, витражи приобрели современную классическую форму - кусочки цветного стекла, соединенные при помощи металлического профиля. Это было достигнуто благодаря открытию способа производства тонких листов стекла, возможности использовать свинцовый профиль и разделению труда на мастеров по изготовлению витражей и производителей стекла.Одним из лучших примеров техники того времени можно считать витражи в храме Святой Софии, который был построен в Константинополе. Варилистекло в сферических печах, а вместо тиглей использовали глиняные горшки. Порошки из окисей металлов, которые использовались и для приготовления красок, смешивались с расплавленным стеклом, что позволяло добиться получения нескольких спектральных оттенков. При использовании окиси кобальта получался синий цвет, марганец давал пурпурный оттенок, медь и железо - зеленый. Для того чтобы добиться рубинового цвета стекло «отжигали», нанося на белый лист материала, тонкий слой с содержанием двуокиси меди. Получить бесцветное (белое) стекло в средние века было достаточно сложно. Это объясняется техническим несовершенством той эпохи. Цвет материала обычно имел голубоватый или желтоватый оттенок. В XIII веке в одну витражную панель могло входить несколько сотен цветных стеклянных кусочков, различных по размеру. Очень часто они имели изъяны, например, пузырьки воздуха, затемнения, неровные края. Но именно благодаря этим несовершенствам, с помощью которых изображению придавалась характерная лучистость, витражи средневековья имеют свою особую прелесть. Размеры, цветовая гамма и качество цветного стекла были ограничены техническими возможностями, но при этом первые мастера умудрялись создавать настоящие шедевры, которые сейчас занимают свое достойное место в истории витражей. Таким образом, начиная с эпохи возрождения и заканчивая сегодняшним днем, стекло прошло не короткий и сложный путь. За это время оно успело раскрыть человечеству свои великолепные свойства и ценность, побывало в разных ролях, и использовалось, не только, как защитное функциональное средство, но и как архитектурное, декоративное творение. Но на этом развитие стекла не останавливается, перед ним открываются новые возможности для роста и воплощения с помощью него многих задумок человечества, которые будут отмечены
красотой, магией и правильным использованием. 
                                                                                                                              Посетите наш Белый сайт